СТАТЬЯ: 7 кейсов о том, как продавать дополнительный ассортимент

11.04.2023
СТАТЬЯ: 7 кейсов о том, как продавать дополнительный ассортимент

Не ювелирная продукция, то есть товары, которые не относятся к золотым и серебряным ювелирным изделиям, занимает сейчас в ассортименте сети «585*ЗОЛОТОЙ» до 10%. Внедрять такой ассортимент компания начала в 2016 году, а сегодня продажи отдельных товарных категорий показывают рост до +157% год к году. Андрей Шляев, директор по маркетингу и организации розничных продаж, поделился действующими лайфхаками того, как работать с товарами неосновных категорий.

В сети «585*ЗОЛОТОЙ» к таким товарам относятся солнцезащитные очки, часы, ручки, зажигалки, шелковые платки собственного производства, посуда и фарфор «Императорского фарфорового завода», различные сувениры, открытки, средства для ухода за ювелирными изделиями и многое другое.

Непрофильный, или дополнительный, ассортимент должен выполнять две главные задачи: привлекать новую аудиторию и увеличивать средний чек. В сети «585*ЗОЛОТОЙ» тестируют разные варианты продукции и оставляют только те товары, которые экономически выгодны. За годы работы сформулировали несколько правил – как выбрать и как работать с новым непрофильным ассортиментом.

1.      Сравните портреты клиентов

Составьте портрет своего клиента (возраст, пол, город, средний чек, история покупок). Дополните портрет интересами и предпочтениями. Сравните его с портретом клиента потенциального поставщика. Если они схожи, то шансов на успешное внедрение новой продукции больше.

Сеть «585*ЗОЛОТОЙ» в 2021 году начала сотрудничать с «Императорским фарфоровым заводом». Сегмент целевой аудитории обеих компаний во многом совпадает, а портреты клиентов схожи. Ядро активных покупателей обеих компаний – женщины 35+, которые любят побаловать себя и близких красивыми вещами. Кроме того, сам бренд «Императорского фарфорового завода» известен не только в России, но и во всем мире. Это укладывается в концепцию сети «585*ЗОЛОТОЙ»: работать только с лучшими мировыми поставщиками. Продукцию завода, как и ювелирные изделия, часто приобретают в подарок. А в ассортименте фарфорового производства есть шкатулки для украшений, которые отлично дополняют покупку основного товара сети «585*ЗОЛОТОЙ» - ювелирных изделий.

585_Zolotoy_ Porcelain manufactury.jpg

2.      Уделяйте внимание выкладке продукции

В зависимости от задач, товары дополнительного ассортимента можно разместить в прикассовой зоне, в тематических витринах, либо так, как подходят к мерчандайзингу солнцезащитных очков в магазинах «585*ЗОЛОТОЙ».

Оптика в сети «585*ЗОЛОТОЙ» выполняет одну важную задачу – приводит новую молодую аудиторию. Известно, что молодежь меньше интересуется ювелирными изделиями. Поэтому в магазинах «585*ЗОЛОТОЙ» выкладывают солнцезащитные очки так, чтобы их было видно, двигаясь по аллее торгового центра, даже не заходя в магазин. Таким образом, магазины получают дополнительный трафик без вложений и ту аудиторию, которая изначально не планировала посещение ювелирного салона.

Мы часто тестируем новые товарные группы. Начав в 2015 году закупать солнцезащитные очки в качестве эксперимента, мы прогнозировали хорошие продажи, но не ожидали такого успеха. Оптика стала одной из популярных не ювелирных товарных групп: в 2022 году продажи выросли на 157% к 2021 году.

Она же – и самая быстрорастущая: в 2023 году ее доля составляет 46% от общего количества не ювелирных товаров. Мы закупаем оптику лучших мировых брендов, сейчас в нашем портфеле представлено более 20 популярных торговых марок.

 Уже сложно представить себе магазин «585*ЗОЛОТОЙ» без солнцезащитных очков. Мы даже открыли в Санкт-Петербурге, в нашем родном городе, уникальный для ювелирной сети торговый объект – шоурум, где представлена только оптика и часы.

585 Zolotoy_ Moscow.jpg

3.      Размещайте дополняющие друг друга товары в одном пространстве

Создавайте тематические витрины. Покупателю должно быть понятно, что эта продукция отлично подходит для одной и той же задачи (например, в качестве подарков к празднику).

«585*ЗОЛОТОЙ» запустил собственный бренд восточных и мусульманских украшений «Дахаби». Это подвески, кольца, серьги с религиозной исламской или светской символикой Востока. Мы не ограничились только золотыми и серебряными изделиями. Многие восточные женщины ходят с покрытой головой, поэтому мы ввели в ассортимент шелковые платки, созданные в коллаборации с художником-каллиграфом, и ювелирные броши для закрепления этих головных уборов. Позднее выпустили часы «Дахаби» с индийскими цифрами. Количество видов продукции этого бренда стало настолько разнообразно, что позволило открыть первый монобрендовый shop-in-shop.

8 marta_ in shop.JPG

4.      Сравните цены

Несерийный ассортимент должен быть одной ценовой категории с основной продукцией. Хорошо, если стоимость непрофильных товаров не будет сильно отличаться от вашей в большую или меньшую сторону. Причем если более дешевая продукция может выступать дополнением к покупке, то значительно более дорогая вероятнее всего останется на складе мертвым грузом.

Однажды мы ввели в ассортимент дорогое столовое серебро стоимостью порядка 50 000 рублей. Это в несколько раз выше нашего среднего чека. Стоит ли говорить, что продавались эти изделия довольно долго.

585 Zolotoy_ Pearls.jpg

5.      Проанализируйте, что может дополнить ваш основной товар

Несерийный ассортимент должен дополнять покупку основной продукции и повышать сумму чека. Ориентируйтесь на самые популярные товары, на хиты продаж. Возможно, вы добавите упаковку, средства для ухода и т.д.

Второй способ: проведите опрос клиентов. Не стесняйтесь спросить, что бы они хотели еще видеть в вашем магазине. Мы, например, проводили опросы клиентов, узнавая, что бы они хотели получить в качестве подарка или что бы подарили сами. И, вдохновившись их ответами, вводили некоторые товары в ассортимент. Именно после таких опросов мы начали закупать солнцезащитные очки и брендовые ручки. А теперь без этих товаров сложно представить ассортимент «585*ЗОЛОТОЙ».

23 feb_ 585ZOLOTOY.jpg

6.      Избегайте товарного каннибализма

Если внедрять похожий ассортимент, в некоторых случаях может возникнуть товарный каннибализм, когда новая продукция вытесняет уже имеющуюся. Цель в том, чтобы суммарная продажа двух товаров была выше продаж одного товара.

При формировании ассортимента магазинов «585*ЗОЛОТОЙ» и суббрендов мы ориентируемся на то, что 50% товаров в наших магазинах приобретают в подарок. Это может быть украшение + шкатулка, часы + кольцо, платок + ювелирная брошь. В этом случае товарного каннибализма не будет.

В случае с ассортиментом «585*ЗОЛОТОЙ» каннибализировать друг друга могут товары примерно одной ценовой категории и одного назначения. Брендовые ручки и зажигали обычно рассматривают в качестве подарка. Клиент может выбрать одно или другое. Здесь уже задача продавца предложить еще один товар, чтобы повысить сумму чека: кольцо-печатку, запонки и т.д.

MEGA_ Moscow_ 585Zolotoy.jpg 

7.      Мотивируйте команду

На продажи дополнительного ассортимента, особенно, если он новый, должны быть ориентированы все инструменты маркетинга, не только внешние, но и внутренние.

Торговый персонал должен быть заинтересован в продажах нового товара. Ставьте планы по продажам товаров определенных групп и проводите конкурсы на лучшие продажи. Все участники такого конкурса должны получить призы, а самые лучшие – основной выигрыш.

В сети «585*ЗОЛОТОЙ» на продажи определенных брендов продавцов мотивируют различные стимулирующие конкурсы. Призами могут быть товары этих же брендов или подарочные сертификаты на продукцию на покупки в сети.

10_ 585 ЗОЛОТОЙ.jpg 

*    *    *

Практику успешного внедрения не ювелирного ассортимента в «585*ЗОЛОТОЙ» подтверждают цифры. Сейчас в сети более 1000 удачных позиций – это те, которые показывают быструю оборачиваемость и имеют хорошую среднюю стоимость. Год к году спрос на эти товары увеличивается на 17 - 20%, а отдельные товарные категории показывают рост до 157%. Накануне праздников количество продаж вырастает до 90% в сравнении с обычными периодами, т.е. почти в 2 раза. Это говорит о том, что клиенты привыкают видеть такой ассортимент в магазинах «585*ЗОЛОТОЙ» и часто приходят за ним целенаправленно. 

Retail.ru


Поделиться

Возврат к списку